Форум КИФ и РМ ''Граница''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бал прерафаэлитов

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Бал прерафаэлитов:
от Средневековья и Возрождения до Викторианской Англии

В 1848 году в Викторианской Англии несколько молодых художников создали «Братство прерафаэлитов» (the Pre-Raphaelite Brotherhood). Название отражало их эстетические убеждения. Идеал этой группы художников и писателей – искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). В то время развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской Академии художеств, которая, как и любое другое официальное учреждение весьма ревниво и осторожно относилась к нововведениям, стараясь сохранить традиционную академическую направленность.
Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой – с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, английских поэтов Джона Мильтона и Уильяма Шекспира, средневековыми балладами и легендами (например, о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола). Многие из этих сюжетов нашли отражение на полотнах молодых художников-прерафаэлитов.
Прерафаэлиты считали, что картина должна целиком писаться с натуры. Например, художник Миллеас для своей картины «Офелия» обрядил натурщицу Элизабет Сиддел в старинное платье из антикварной лавки, да еще и уложил девушку в ванную с водой (по сюжету картины тело утонувшей Офелии плавало в воде пруда). Это еще что. Хант, например, для создания картины «Козел отпущения» на библейский сюжет выехал на Ближний восток (в места, описанные в Ветхом завете), да еще и притащил на берег моря живого козла. 
А где брать «натуру» для картин с сюжетами Средневековья и Возрождения? Ответ прерафаэлитов: создавать самим.
Прерафаэлитизм – это культурный стиль, проникший в жизнь своих создателей и в какой-то мере определявший эту жизнь. В доме видного деятеля прерафаэлитов гостей поражало старательное «средневековое убранство» комнат, и даже жена художника – его верная подруга, соратник и муза – выходила встречать гостей в платье, тщательно сшитом по канонам века этак XV. Течение прерафаэлитов со временем стало очень модным. Прерафаэлитизм проник во все аспекты жизни: мебель, декоративное искусство, архитектуру, убранство интерьера, дизайн книг, иллюстрации.
Поздние прерафаэлиты во главе с У. Моррисом стремились возродить средневековое ручное ремесло. Их вполне можно назвать первыми реконструкторами, первыми поклонниками «живой истории». Уильям Моррис основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Искусства и ремёсла»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства.
Женщины из круга прерафаэлитов – отдельная тема. Одна журналистка писала о них так: «...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы». В чопорном викторианском царстве кринолинов и строгих причесок эти образы и впрямь выглядели оригинальными.
Прерафаэлиты были революционерами своего времени. Выступив против стандартности, навязываемой Королевской академией художеств, они смогли победить косность викторианского общества и создать совершенно новое и оригинальное направление в искусстве. Их стремление к знаниям о прошлом сродни нашему, они шли к ореолу романтики, окружавшему Средневековье и Возрождение, они «примеряли» их на себя, чтобы почувствовать прошлое таким, какое оно было.
Мы приглашаем вас на бал прерафаэлитов. Которые так же, как и мы, были очарованы эстетикой и красотой прошлых веков. На бал, где можно ощутить себя благородным рыцарем или прекрасной дамой – и закружиться в старинных танцах, дошедших до нас через столетия, и сохранивших свою силу и красоту.

 
Дресс-код

Итак, как мы видим бал прерафаэлитов? Прерафаэлиты влюблены в эстетику Средневековья и Возрождения, но в то же время – они дети своего XIX века. Следовательно, набор танцев: от Средневековья и Возрождения до второй половины XIX века.
Таким образом дресс-код: от реконструкции и стилизации Средневековья и Ренессанса до стилизации же под костюм Викторианской Англии (проекции из замечательного советского фильма «Приключения Шерлока Холмса» вполне подойдут).
Дама в мужском костюме, танцующая за кавалера – очень в духе экстравагантных нравов бала-маскарада прерафаэлитов.

Перечень танцев к балу

1. Конский бранль
2. Турецкий бранль
3. бранль Монтард
4. Черная алеманда
5. Алеманда леди Сесилии
6. КД Вальс Герцога Кентского
7. КД Кембриджский вальс
8. КД Тампет
9. КД Детская роща
10. КД Веселый парень
11. КД Дыра в стене
12. КД Прихоть мистера Бевериджа
13. КД Морячка
14. КД Черная лошадка
15. КД Возвращение весны
16. Вальс Ринка
17. Вальс св. Бернара
18. Вальс Людовика 15
19. Испанский вальс
20. Вальс-мазурка
21. Полька-тройка
22. Кадриль Летучая мышь
23. Виргинская кадриль
24. Лендлер
Помимо этих танцев в программу бала будут включены танцы, которые будут преподаваться на мастер-классах (до 1/3 от всей программы бала).
Порядок танцев будет выстроен ближе к балу.

0

2

Скажите, пожалуйста, можно ли использовать за пример костюма женские платья с картин прерафаэлитов? На многих картинах покрой достаточно простой, но изящный. И минимум украшательства: обычно просто вышивка горловины и пояс.  И ещё: упоминается бал-маскарад ("очень в духе экстравагантных нравов бала-маскарада прерафаэлитов"). Подразумевает ли это наличие маскарадных масок?

0

3

Тинталенар написал(а):

упоминается бал-маскарад ("очень в духе экстравагантных нравов бала-маскарада прерафаэлитов"). Подразумевает ли это наличие маскарадных масок?

Обязательного наличия масок не предполагает. Маскарад состоит уже в том, что публика вроде как 19 века приходит в т.ч. в костюмах, стилизованных под Средневековье и Возрождение.

0

4

Для желающих "прийти в образе" выкладываю здесь несколько текстов с информацией по прерафаэлитам.
__________________________________________________________________________________________________

Дантэ Габриэль Россетти, познакомившись на одной из выставок с молодыми художниками Уильямом Хантом и Джоном Миллесом, предложил им ни много ни мало создать новое направление в искусстве. Восхищаясь картинами раннего Возрождения, яркими, сочными, изобилующими множеством четко прорисованных деталей, Данте Габриэль Россетти предложил на новом уровне возродить ту живопись, которая существовала до Рафаэля – до того, как основное внимание художники стали уделять изображению человеческих лиц и фигур, а детали потеряли свою ценность. Художники назвали свое сообщество «Братством  прерафаэлитов ».

Джон Миллес. Родители – из зажиточных семей. Заметив талант сына к рисованию, они позаботились о рекомендательном письме к президенту Королевской академии художеств сэру Мартину Арчеру Ши, а в 1838 году переехали в Лондон. Глава Академии, поначалу. Разумеется, скептически отнесся к 11-летнему Джонни (небось, еще одна бездарность со связями, 18-ый в этом только месяце!), но, посмотрев его альбом с рисунками, изменил свое мнение. Мальчик и впрямь оказался талантлив.
Пройдя предварительное обучение в Художественной школе Генри Сасса, одиннадцатилетний Миллес в 1840 году стал студентом Королевской академии художеств. Он был самым молодым воспитанником академии за всю ее историю, его так и называли - Малыш. Вскоре Джонни познакомился со студеном Уильямом Холманом Хантом, и дружбе их суждено было продлиться всю жизнь. Через некоторое время к паре неразлучных друзей примкнул еще один студент, эксцентричный по натуре, - Данте Габриел Россетти. Они хорошо дополняли друг друга: Хант считался мыслителем и теоретиком, Россетти заражал всех своей неуемной энергией, а  Миллес ... Он был самым заметным среди них.
Джон Миллес «увел» жену Эффи у самого Джона Раскина – знаменитого английского писателя и искусствоведа. Именно Джон Раскин вступился за прерафаэлитов, когда в 1851 году их выставку буквально травили. Впрочем, брак Эффи и Джона Раскина с самого начала был неудачным. Зато второй брак Эффи – с Джоном Миллесом закончился прочным союзом на всю жизнь и рождением 8 детей. Единственный побочный эффект скандального развода: известнейший и любимый всей страной художник не имел права представлять королеве Виктории свою супругу «разведенку». Но это не сильно омрачило жизнь любящей пары.
Джон Миллес до конца жизни любил писать портреты детей и внуков. В 1896 году Джон Миллес согласился занять предложенный пост президента Королевской академии художеств, несмотря на то, что был уже неизлечимо болен: диагноз - рак горла. За недолгие месяцы пребывания в новой должности Миллес успел совершить поступок, который как нельзя лучше показывал его удивительные человеческие качества: он снял с ежегодной выставки академии свою картину, чтобы заменить ее работой молодого неизвестного художника.

Данте Габриэль Россетти, – художник и поэт, один из основателей Братства   прерафаэлитов. Итальянец по крови и темпераменту. В его семье царил культу Дантэ Алигьери, в честь которого родители и дали имя сыну. Его муза, возлюбленная, а в последствии жена – Элизабет Сиддл. Он изменял Лизз при жизни, и как любимой, и как натурщице, но не смог себе этого простить после ее смерти (от туберкулеза, через 2 года после женитьбы). Мучаясь чувством вины, рисовал у всех женщин на своих полотнах только ее золотистые волосы (даже если ему позировала Джейн Берден, жена его друга Уильями Морриса, вторая муза и страстная привязанность). Смешивая черты обеих своих возлюбленных, но, по сути дела, всю жизнь он писал одну и ту же Прекрасную Даму, олицетворение красоты и женственности.
С 1850 года Россетти отказался выставлять свои полотна на публике и показывал их только близким и избранным. Только после смерти художника удалось организовать большую выставку его полотен, получившую громкий успех. Впрочем, он остался более известен как поэт.

Уильям Хольмен Хант (1827-1910)
С детства страстно желал стать художником, несмотря на запреты отца - кладовщика. Талантливый юноша получил допуск в Королевскую Академию с третьей попытки – зато сам, без какой-либо протекции.
Хант больше всех других членов Братства был занят именно духовными поисками. В сущности, его интересовал не столько стиль средневекового искусства, сколько его нравственная сторона. Именно поэтому в его полотнах редко встретишь персонажей средневековых легенд, зато гораздо более явно, чем в работах других прерафаэлитов, выражена моральная или религиозная сторона. Частый источник сюжета – Библия.
Для создания картины «Козел отпущения» на библейский сюжет Хант выехал на Ближний восток (в места, описанные в Ветхом завете), да еще и притащил на берег моря живого козла.

0

5

"Братство прерафаэлитов" распалось всего спустя пять лет после создания (из-за того, что его члены стали соглашаться на звания академиков живописи), однако само движение росло, под его влияние попадали все новые и новые художники, каждый из которых, следуя общему духу, выбирал свой индивидуальный путь.
Где-то в 60-х годах дороги основателей братства сильно расходятся, большую роль в судьбе движения начинают играть новые лица – такие как Вотерахауз, Форд Мэдокс Браун, Уильяма Моррис, Эдварда Берн-Джонс и другие. В это же время происходит более резкий шаг в сторону анти-академизма – еще большая архаизация (переориентация с образцов романтизма и раннего возрождения к готике) и большее стремление к созданию живого прикладного искусства.
_______________________________________________________________

Уильям Моррис (1834-1896) был сыном успешного купца и получил образование в Оксфорде. Учился на богословском факультете. Там сдружился с Эдвардом Берн-Джонсом (см. ниже).  Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рескина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэла Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти - кумиром.
Уильям Моррис и Эвард Берн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов.
Уильям Моррис стал одним из самых выдающихся поэтов новой английской школы. После смерти лорда Теннисона можно было ожидать назначения его поэтом-лауреатом, но его социалистические воззрения и пропаганда отдалили от него официальные милости.
К литературной славе  Морриса  присоединяется и декоративный талант, прославивший его на континенте. Вместе с другом своим Берн Джонсом он был одним из инициаторов возрождения декоративного искусства в Англии. Презирая, подобно Рескину, продукты механического производства, он пытался осуществить гармонию мускульного усилия и интеллектуального труда, которою восхищался в произведениях мастеров Средневековья. В его мастерских (он создал ряд ремесленных мастерских, управлявшихся рабочими кооперативами - прим. ред.) все производилось ручным трудом (чем не реконструкторы?).
Поиски гармонии для Уильяма Морриса имели как политическое так и эстетическое выражение. Его социально-политические взгляды и активность были неразрывно связаны с его деятельностью как художника.
Социалист во всем, женился на простой девушке Джейн Берден – дочери конюха.

Эдвард Берн-Джонс. Родился в скромной семье рамочника-золотильщика в Бирмингеме. Одаренный рисовальщик, с 1848 года он посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году, решив стать священником, поступает в Экситер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии (основан в XII в). Знакомится там с Уильямом Моррисом - студентов связывает тесная дружба и общая страсть к искусству. Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рескина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэла Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти - кумиром.
Уильям Моррис и Эвард Берн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов.
В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.
Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Берн-Джонс обновляет свою технику, что в конце концов приносит ему славу и титул баронета, дарованный художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

0

6

Страсти и женщины прерафаэлитов.
Для прерафаэлитов стало традицией изображать своих возлюбленных и жен едва ли не на каждой картине, как впрочем, верно и обратное – художникам было очень свойственно влюбляться и заводить романы со своими натурщицами. Прообразами персонажей их картин становились родственники, проститутки, домохозяйки, актрисы, натурщицы. В то же время и характерная путаница в отношениях в среде прерафаэлитов удостоена десятков исследований.
Так, например, натурщица Анна Миллер была одновременно любовницей Ханта и Россетти, а Миллес буквально увел жену у Рескина во время их совместного путешествия, жена Уильяма Морриса Джэйн Берден была объектом пылкой страсти по-итальянски темпераментного Россетти  и т.д. И то современным исследователям известна лишь верхушка айсберга кипучих страстей этих художественных натур. Но не забываем, что прерафаэлитов, в сущности, любят совсем не за это.
___________________________________________________________________________________________

Элизабет Сиддл - британская натурщица и поэтесса. Оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов. Изображена практически на всех ранних женских портретах Данте Габриэль Россети, также выступала натурщицой Уолтеру Хоуэллу Девереллу, Уильяму Холману Ханту и Джону Эверетту Милле. В частности, изображена на картине «Офелия» (1852).

Элизабет Сидел в 21 год была всего лишь продавщицей в модной лавочке. Впрочем, у нее были изысканные манеры настоящей леди, которые Лиззи переняла у богатых покупательниц. В эту лавочку однажды зашел молодой художник-прерафаэлит Уолтер Деверелл, и был потрясен ангельским лицом девушки. Уолтер Деверелл предложил ей позировать для картин.

В его мастерской двадцатидвухлетнюю Элизабет Сиддел увидел Данте Габриэль Россетти, молодой – всего лишь на год старше ее – художник, основатель Братства   прерафаэлитов, в которое входил и Деверелл. Россетти был тоже потрясен необыкновенной, несовременной, ренессансной внешностью этой девушки и каким-то особенным сиянием, исходившим от нее. Данте Габриэль с первого взгляда влюбился в прекрасную натурщицу и, будучи человеком мистически настроенным, решил, что встреча с мисс Сиддел суждена ему судьбой, что Лиззи – та самая Божественная Возлюбленная, Beata Beatrix, какой была для Данте Алигьери его Беатриче – Биче Портинари, скромная супруга флорентийского дворянина, которую поэт обессмертил в веках. Кстати, культ Данте поддерживался в семье Россетти благодаря отцу, Гаэтано Россетти, беженцу из Неаполя. У себя на родине за участие в восстании против австрийцев он был приговорен к смерти, а в Англии стал профессором Королевского колледжа, преподавал итальянский язык. В качестве хобби Гаэтано Россетти изучал творчество Данте Алигьери, боготворил его – и в его честь назвал своего первенца Дантэ.

По примеру Данте Алигьери, Данте Габриэль Россетти тоже решил обессмертить свою возлюбленную – с помощью картин, которые должны были сохранить ее красоту навеки. Но ему мало было одного лишь любования. Он принялся настойчиво ухаживать за Элизабет, он читал ей вслух сонеты и канцоны Данте Алигьери, он окружил ее поклонением, о котором девушка из бедных кварталов и мечтать не могла. И в конце концов он добился своего: Лиззи полюбила страстно и самоотверженно. Она согласилась пожертвовать ради него своим целомудрием и добрым именем, стала его любовницей...

1850 году Россетти переехал от родителей в наемные комнаты в старом доме на берегу Темзы и поселился там вместе с Лиззи. Он потребовал, чтобы она оставила работу. Он собирался учить ее всему, что знал сам, включая рисование, а когда она станет по-настоящему образованной женщиной, он представит ее своей семье и женится на ней! Россетти поклялся Лиззи в этом. Она не поверила: Лиззи знала, что джентльмены не женятся на продавщицах. Но готова была любить его безо всяких условий и старалась делать все, чтобы он был доволен. Она усердно училась и – как это ни удивительно – делала успехи в рисовании, пристрастилась к чтению, даже сама начала сочинять стихи. Лиззи Сиддел стала музой Братства  прерафаэлитов  и позировала им всем: Миллесу, Ханту, Хьюзу. Данте страшно ревновал: он хотел, чтобы красота Лиззи принадлежала только ему, чтобы только он мог рисовать ее.
Но все же самый знаменитый портрет Лиззи Сиддел написал не Данте Габриэль Россетти, а Джон Миллес. Речь идет об «Офелии» – пожалуй, центральном произведении прерафаэлитизма.
Платье для полотна (настоящее старинное!) Миллес купил в лавке старьевщика, оно обошлось в четыре фунта. В марте 1852 года Миллеас писал: «Сегодня я приобрёл по-настоящему роскошное старинное женское платье, украшенное цветочной вышивкой — и я собираюсь использовать его в „Офелии“». Для большего правдоподобия Элизабет позировала Миллесу, лежа в ванне с водой. Он хотел предельно точно отобразить, как будут выглядеть в воде ее золотые локоны и складки платья. Вода была теплой, и температуру ее должны были поддерживать стоявшие под ванной свечи. Но однажды свечи догорели, вода остыла, Лиззи начала мерзнуть, а Джон Миллес, охваченный вдохновением, ничего не заметил. И Лиззи не осмелилась прервать сеанс. Она сильно простудилась, воспаление легких перешло в туберкулез, болезнь уничтожила восхитительную свежесть ее кожи и прелестные формы тела. Лиззи побледнела, исхудала, и даже ее знаменитые золотые локоны потускнели.
Оставался страстным молодым мужчиной, к тому же художником, неравнодушным к женской красоте. Россетти изменял Лиззи – и как любовнице, и как модели.

В 1858 году  прерафаэлиты  нашли себе новую музу. Ею стала Джейн Берден: редкостная красавица со странными, резкими чертами лица, похожая на ожившую средневековую статую. Как и Лиззи, она была из простых: дочь конюха из Оксфорда. Данте Габриэль Россетти и Эдвард Берн-Джонс увидели ее во время концерта и пригласили в  натурщицы. Джейн Берден буквально свела с ума художника и декоратора Уильяма Морриса, потомка богатого купеческого рода, и он женился на ней – а остальные откровенно ему завидовали. Данте Габриэль Россетти не раз пытался ее соблазнить – но безуспешно. Джейн была женщиной строгих нравов, сознавала, как ей повезло с мужем, и собиралась сохранить свой брак. Однако Моррис уговорил жену позировать Россетти – и именно Джейн стала музой самых прекрасных полотен Данте Габриэля.

0

7

к образу Элизабет Сиддл
http:  //  upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3e/Millais_-_Ophelia.jpg

Отредактировано Таня (2008-12-30 14:03:08)

0